Кризис трёх лет у ребенка. Симптомы и признаки.

Кризис трёх лет у ребенка.Отечественные психологи выделяют стабильные и кризисные периоды в развитии ребёнка. По мнению тех же психологов кризис является не аномалией, а естественным и закономерным развитием в жизни каждого человека. Стабильные возрастные периоды характеризуются относительно спокойным и медленным развитием. Изменения происходят незаметно и носят эволюционный характер. В период кризисов развитие приобретает бурный, стремительный и просто «катастрофический» характер.

В научной психологии принято выделять 5 признаков кризиса трех лет у ребенка:

  1.  Кратковременность;
  2. Трёхфазное строение кризиса: начало (может быть незаметное), пик кризиса (самый «острый» период) и окончание (постепенный выход из кризиса);
  3. Деструктивность (утрата прежних навыков, привычек, манер поведения);
  4. Конструктивность (возникает нечто качественно новое, ребёнок поднимается на новый этап (ступеньку) своего развития);
  5. Неуправляемость (ребенок становится упрямым, строптивым, ревнивым, деспотичным, негативным по отношению к взрослым; взрослым становится очень трудно понимать своего ребенка, договариваться с ним, часто возникают конфликты).

Необходимо отметить, что возрастной кризис является трудным периодом не только для воспитателя (родителя) но и для самого воспитанника (ребёнка). 

До момента поступления в школу ребенок переживает 4 кризисных периода:

• Период новорожденности;

• Когда ребенку исполняется год;

• Три года;

• Семь лет.

В период раннего детства ребёнка, как правило, больше всего интересуют окружающие его предметы и способы манипуляции с ними. С помощью взрослого ребёнок открывает для себя культурное значение тех предметов, которые его окружают. Также в этот период уже зарождаются игровые действия с предметами. У ребенка появляется гордость за свои достижения. В связи с зарождающейся гордостью ребенок начинает нуждаться в похвале, то есть в положительной со стороны взрослых оценке своих действий. В три года у ребёнка ярко проявляется тенденция к независимости и самостоятельности от взрослых в предметном мире («Я сам»). Прежние отношения — отношения зависимости от взрослого – начинают «тяготить» ребёнка. В связи с этим ребёнок стремится преодолеть данные отношения и утвердить своё «Я» то есть психологически эмансипироваться от взрослого.

Выделяют три способа утверждения своего «Я»:
  • Негативизм (ребёнок желает всё делать наперекор взрослому);
  •  Упрямство (ребёнок на чём-то сильно настаивает не потому, что он это сильно хочет, а чтобы утвердить своё «Я»);
  •  Ребёнок всё делает наперекор взрослому и супротив ему.
  • Гипервыраженная самостоятельность (стремление всё делать самому).

Выделяют ещё второстепенные способы утверждения своего «Я», которые проявляются не у всех детей. Если всё же они проявляются, то родителям можно только посочувствовать.

Можно выделить следующие из них:

• Ярко выраженный протест – ребёнок идёт на конфликт с детьми и со взрослыми;

Неуважение к взрослым;

• Повышенная ревность вследствие тревожной мнительности – ребёнку кажется, что его недостаточно любят по сравнению с другими детьми в семье.

Итак, в данной статье была дана характеристика понятию возрастного кризиса, рассмотрены основные признаки кризиса, а также раскрыты основные и второстепенные симптомы кризиса трёх лет у ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *